Один из известнейших портретов великого Шаляпина – портрет работы Бориса Кустодиева, на нём артист изображён на фоне русской ярмарки в роскошной шубе. Картина эта имеет забавную историю.
Как-то в 1921 году Шаляпин встретился с Кустодиевым по поводу оформления декораций спектакля «Вражья сила». Художник дал своё согласие и обратил внимание на шубу певца:
— Такая богатая у вас шуба, её бы написать, — выказал он предложение певцу.
— Шуба, безусловно, хорошая, но одна беда, возможно краденая, — засомневался Шаляпин.
— Федор Иванович, шутите? – удивлённо спросил Кустодиев.
Шаляпин поведал художнику историю, что шубу эту ему выдали в Петроградском Совете как оплату за концерт. Как же она оказалась у представителей власти? Безусловно! Была «национализирована» у кого-то из неугодных большевикам богачей. Фёдора Ивановича привели на склад и разрешили ему выбрать что-нибудь на свой вкус.
— Лозунг «Грабь награбленное!» в действии, — подытожил своё повествование Шаляпин.
Но тут Кустодиев не смутился, а обрадовался:
— Вот мы и увековечим эту шубу на полотне. Это ж как оригинально: и певец, и актёр, и шубу свистнул!
Вот ещё немного интересных фактов об этой картине:
Её первоначальное название — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят три человека – мужчина, заложивший руку за борт пальто, и две девочки. Эти фигуры писались с Исая Григорьевича Дворщина – секретаря и друга Шаляпина – и дочерей певца – Марфы и Марины.
В 1916 году у Кустодиева случился паралич ног, и с тех пор художник навсегда был прикован к инвалидному креслу. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Огромный холст наклоняли при помощи специальных приспособлений так, чтобы больной художник, сидя в кресле, мог его писать. И писать его приходилось по частям, не видя целого. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов.
Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. «Любопытно было смотреть, как «позировала» любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский бульдог Ройка. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее». :)
Спасибо, ты как всегда интересно пишешь :!: